
За окном дождик, противно и холодно, хочется вспомнить летние деньки. А лето для нашего БЖД-хобби было горячее и где-то даже скандальное, много всяких интересных событий произошло. Мы (как и все, наверное, даже те, кто делает вид, что «никогда не ходит в анонимные рассадники и бла-бла») тут много думали и обсуждали, как водится, к единому мнению не пришли и даже пару раз поспорили изо всяких казалось бы очевидных вещей.
Может, вместе обсудим кое-какие не самые скандальные моменты? Тема интересная, и хочется знать как мнение большинства бжд-шников, так и какие-то, может, реально уникальные взгляды (понятно же, что все рассуждать одинаково не могут).
Речь не о юридическом праве делать что-то, не о плагиате и тех вещах, что регулируются законодательством, а именно о взглядах на этичность, моральную сторону вопроса )) Уголовный и гражданский кодексы – это прекрасно, но принимая какие-либо решения, мы руководствуемся не только ими.
читать дальшеСКУЛЬПТОР VS МОДЕЛЕР
Взять, к примеру, творческий процесс. Вот скульптор лепит куклу – все мы знаем, как это происходит: кусок пластилина (или не пластелина, кто как любит), кропотливая работа, мастер-модель, шарниры… Условный скульптор создает куклу полностью с нуля, из прямоугольного бруска пластилина (если он не бутлегер, конечно, но о них как-нибудь в другой раз). Это безусловно сложная и творческая работа, требующая знаний и умений.
А как быть с моделером? Большинство моделеров отталкиваются от базовой фигуры, которая уже есть в программе. Само собой, и с такой фигурой приходится очень долго работать, чтобы создать уникальную куклу, но не делает ли это труд моделера в принципе проще, чем труд скульптора? То есть и то сложно, и это нелегко, но моделеру все-таки немного легче?
Вопрос, повторю, не в том, кто на что имеет право (все, что не запрещено, то разрешено), но вот просто как вы считаете, если трудозатрат меньше, то должно ли это сказываться на цене куклы? Справедливо ли, если цена на печатную куклу меньше, чем на самолепную? )) А справедливо ли, если наоборот – больше? И мы сейчас про сферическую куклу в вакууме, а не про качество конкретного обвеса у N.
И вообще, есть ли какие-нибудь критерии цены, которые вы держите в голове, когда принимаете решение о покупке? Очевидно, что вкус у каждого свой (кто-то мужиков любит, кто-то донечек, кто-то доллфидримок, а кто-то суровый реализм, да и понятие о красоте свое у всех), но кроме критерия «нравится-не нравится». Всегда находятся комментарии «нифига себе, ну и ценник» и «что-то дешево».
Из чего в таком случае должна складываться цена? Есть ли такой момент, как «за лепную куклу это было бы нормально, но за печатную дорого!»
А НАДБАВКА ЗА ЭЛИТНОСТЬ - ИЛИ ЗА "ИЛИТНОСТЬ"?
Есть ли такое понятие, как лакшери? =) То есть, грубо говоря, если фирма позиционирует себя как массмаркет, то куклы должны быть дешевле, чем если фирма себя зачисляет в элитную категорию? И вообще, как определить (кроме позиционирования самой фирмы) – оно элитно или нет?
Есть такие объективные критерии, как качество материалов, качество самого продукта, работа с клиентам, которые легко оценить. Но не выходит ли так, что фирма говорит «наши куклы стоят дороже, потому что у нас элитный товар» - и этого достаточно?
Чем элитные отличаются от неэлитных, если лимитки у всех фирм бывают?
На первый взгляд наивный вопрос, но красивые коробочки и яркий сайт часто делают с покупателями чудеса.
Что фирме делать, чтобы стать новой Бычковой? )) Ведь каждый человек имеет право открыть не просто лавочку, а лакшери фирму. Почему нет-то? А есть ли у нас вообще хоть одна лакшери фирма?
У Зайкова вон офигительные куклы и стоят своих денег, но ценник не делает его владельцем лакшери фирмы.
Или делает?
(НУ И НЕЛЬЗЯ НЕ)
И ПРО МОДЕЛЬКИ
Возвращаясь к «честной цене куклы»… Часть скульпторов (Dollshe Craft, Twigling) отсканировали своих кукол и создают новых в программе, то есть уже не тратят столько сил и здоровья, сколько раньше, на производство одной куклы.
Должна ли тогда кукла стать дешевле?
Допустим, нет, потому что за прошлый труд тоже нормально получать деньги, но это тогда только к «старичкам» относится? То есть те, кто раньше кукол лепил, могут продавать их по старой цене, а те, кто только начал и воспользовался базовой болванкой, тот должен продавать дешевле, хотя на каждую новую куклу трудозатраты у них одинаковые?
А есть вообще те мастера, которые продают 3Д модели под тиражирование. Соответственно, к скульпторам и моделерам с болванки (а туда и шарниры нужно добавить, и с механикой поработать, тоже дело непростое) добавляется третья категория – те, кто просто напечатал. Кем их считать?
Не очень понятно, где проходит граница между ними и обычным покупателем, который купил куклу, отшлифовал, возможно, даже модифицировал глаза, уши, рот и все до чего дотянулся, покрасил, сам сделал парик и аутфит… То есть отличается от производителя только печатью на принтере. Выходит довольно странная ситуация: производитель купил модель, поправил ей, допустим, глаза (в программе) и напечатал – он творец? А покупатель купил куклу, поправил ей глаза напильником – он не творец? Какая между ними вообще разница?
Допустим, что никакой. А если производитель на купленной модели еще и грудь поправит и попу, например? А если шарнир поправит – это ведь уже не «косметическая операция». А если вообще добавит несколько шарниров? После какого момента это перестает быть ООАК и становится личное творчество, после которого можно будет сказать «он сделал эту куклу, он автор»?
А можно еще спорнее: допустим, он шарниры перекроил полностью, от души поработал с механикой, а вот лицо и тело в общих чертах осталось прежнее, почти неотличимое от купленной модели. Тогда как быть? Конечно, можно сказать, что он автор, ведь инженерия очень важна, но разве люди все равно не будут судить куклу по лицу, типа чье лицо, тот и автор. Боюсь, что в массе именно так и будет.
Еще более скользкий момент: эту модель может купить еще один покупатель (или не один), тоже слегка допилить и тиражировать. Это честная конкуренция или все-таки фу?
То есть ясно, что с точки зрения закона, если модель куплена честно, то тут не придерешься. Но что такое в нашем хобби общественное мнение, я думаю, говорить не надо )))) Вот персонально вы сочли бы, что это не айс? Что это даже плагиатом попахивает?
Кто тут больше прав? )
Или все дело в цене? Скажем, Вася купил модель, доработал и продает за сто баксов, а Петя купил модель, доработал чуть меньше и продает за 80 баксов. Рыночная конкуренция, демпинг или козни завистников и хейтеров? ))
ИЛЛЮСТРАЦИИ
______________
1 - из туториала Минченко Татьяны Владимировны
2 - Elleo doll
3 - Suigintou, Volks
4 - Magdalena - the Royal Concubine, Amadiz Studio
5 - фото - mismantisbjd, кукла Ingenue Twigling
6 - Eve doll
7 - Ilya Berezin
***
Можно комментировать от любого анонимного логина дайри. Мы не видим айпи )
Делается скульпт - именно скульптура пока без нарезки на шарниры и он и продается. Дальше человек говорит:
- какие и где хочет шарниры (те же "чулки" и шарнирная шея кому-то заверните две, а кому-то ужас-ужас),
- кастомный цвет (хоть перламутровый, хоть серо-буро-козявчатый)
- кастомные жестовые руки
- какие-то опцианальные доп. части (русалочьи хвосты, каблучные голени, сиськи всех размеров, йорики с мимикой)
- разработка мэйка и обвеса на заказ под образ (кому-то нужна шалава с ярким мэйком, раздеждой и лабутэнами кому-то императрица далекой галактики)
- возможность в течении нескольких лет дозазказать какие-то новые детали (рога, там или аквариум в животе)
- возможность заказать детали или всю куклу на замену
- какие-то плюшки по участию в следующих заказах (первым увидеть новый скульпт или по умолчанию иметь возможность купить)
- возможность заказывать уникальный обвес (куклы хоть и с разными шарнирами имеют один размер и им подойдет и одежда и парики и украшения одного размера)
И все это несчитая каких-ниубдь ивентных фотосессий в крутых подготовленных профи локациях для кукол и конкурсов.
А вы смоделируйте хотя бы MSDшку и закажите ее печать в сносном качестве. Так и узнаете, преувеличиваю я или нет.
Моделер в 3д тоже может начать с прямоугольного бруска, а скульптор - взять готовую заготовку (есть и под головы, и под шарниры). Метод в отрыве от конкретики вообще ни о чем не говорит.
- функция "отзеркалить", позволяющая "лепить" только половину
- отмена действия и откат к любой ранней версии
Плюс уже готовые идеальные формы под шарниры, что на порядок упрощает подгонку и балансировку.
Т.ч. значительное уменьшение время-трудовых затрат с лихвой окупают стоимость распечатки ММ. Тем более, что пластики для лепки тоже не бесплатные.
Анон, боюсь вас разочаровать, но в браше нет идеальных форм под шарниры. Там есть идеальные шары (которые в реале, кстати, можно заменить крупными бусинами) но втыкать их в куклу приходится вручную. Лунки тоже делаются не одной кнопкой. Работу шарниров и балансировку куклы в целом можно проверить только в реале. В общем, все чуть-чуть сложнее, чем принято считать